Baldur's gate обзор игры. Ты или не ты

Главный вопрос, стоит ли возвращаться?

Начнем с хороших новостей: никаких радикальных перемен к худшему не произошло. Beamdog удалось сохранить Baldur’s Gate таким, какой он был, а при добавлении новых опций обошлось без грубой работы монтировкой. Подавляющее число изменений, привнесенных в эту классическую ролевую игру, делают ее еще понятней, доступней и целостней. Если бы Enhanced Edition была переизданием на DVD, то она была ближе, скорее, к Lord of the Rings: Extended Edition, чем к Star Wars: Special Edition.

Только представьте, будто этот DVD пылился на полке несколько лет.

Плохие новости заключаются в том, что работа выглядит сырой. Краска еще не подсохла, гвозди забиты не полностью и, вы, рано или поздно, на какой-то из них напоретесь. Baldur’s Gate: Enhanced Edition выглядит более чем неуверенно и, играя в нее, будьте готовы встретить пару-другую неприятных сюрпризов.

Есть два момента, о которых стоит поведать сразу. Во-первых, Baldur’s Gate была (и остается) прекрасной, громадной, амбициозной, плодовитой и не знающей равных игрой, но оказавшейся в чем-то похожем на эволюционный тупик. Во-вторых, оригинальной Baldur’s Gate уже 14 лет и даже самые лучшие пластические хирурги в лице Beamdog практически бессильны. Поэтому ностальгию прочь (тем более что я уже предавался ей), этот обзор поможет вам определиться с тем, стоит ли покупать Enhanced Edition или нет.

Сразу хотелось бы сказать еще о двух вещах. Если вы никогда не играли в Baldur’s Gate, но слышали об игре много хорошего, да еще и узнали об этом переиздании, вам определенно стоит его купить, но с некоторыми оговорками. Однако если у вас уже есть Baldur’s Gate, бежать в ближайший магазин за Enhanced Edition совсем не обязательно, разве что вы завзятый коллекционер и для вас не купить это переиздание – это как пойти против самого себя.

Наиболее явные изменения в Enhanced Edition касаются разрешения: оно значительно выросло, а вместе с ним и область просмотра. В то время как рисованные и по большей части статичные фоны придают игре старомодный вид, они по-прежнему шикарно выглядят, и, наверное, даже шикарней, чем раньше. А большая площадь обзора привнесла в игру ощущение масштабности, которого не хватало в оригинале. Также стоит отметить, что колесико мыши теперь можно использовать для «зума», если вы хотите побаловать себя более детальным рассмотрением картинки.

Кат-сцены тоже прекрасны. Сейчас они нарисованы от руки, что смотрится гораздо приятней, чем оригинальные 3D-вставки. Те, кто играл в Baldur’s Gate также могут обнаружить, что задним числом улучшены некоторые анимации и эффекты, например, заклинание «Огненный шар» (fireball).

Другие изменения касаются удобства и косметических улучшений. Благодаря усовершенствованным экрану инвентаря и меню персонажа стало немного проще отслеживать характеристики предметов экипировки. А это, в конечном счете, помогает понять почему, например, вот эта секира, которую я держу в правой руке, внезапно превращает меня в неуклюжего олуха. Ноги некоторых изменений растут из Baldur’s Gate: появились сумки для драгоценных камней и ящики для зелий, а те или иные предметы (например, стрелы) укладывать стало гораздо удобней. Эти изменения, несомненно, делают игру лучше, но их упоминание уж точно не стоит сопровождать салютом и фейерверками.

Новый комплект портретов, персонажей и озвучек также не тянет на значительное дополнение. Лично мне больше по душе появление новых NPC-спутников, даже несмотря на то, что голосовых вариантов объявить компаньонам о том, что вы собираете их прикончить, стало немного больше. Но оба этих дополнения все равно вносят незначительный вклад в огромную Baldur’s Gate. Тем не менее, новые персонажи проработаны и озвучены гораздо лучше, чем те, что были в игре изначально (что сильно выделяет их на фоне остальных), и это разнообразие – несомненно, плюс.

Но все равно, все эти дополнения выглядят довольно блеклыми. А все потому, что самое крупное нововведение лежит за пределами самой игры. Black Pits – это что-то похожее на мини-игру, отдельное приключение, которое в большей степени смахивает на режим орды. Шесть персонажей сражаются с 15 мощными вражескими волнами, периодически разбавляя это насилие RPG-шоппингом. И хотя, возможно, было сомнительной идеей сделать перерывы между сражениями, но Black Pits бросает игроку достойный вызов и предлагает интересную историю. Однако я разочарован тем, что этот режим отделен от основной игры.

Также Black Pits стоит похвалить за то, что он ни разу не зависал, в отличие от главной кампании, с которой эта беда происходила постоянно. Игра вылетала на рабочий стол каждые несколько часов, и это происходило, как правило, во время перехода между локациями или, в меньшей степени, при попытке включить какое-нибудь меню или экран. Данный недостаток будет донимать вас более всего, но было бы неправильно оставить без внимания и другие ошибки игры.

Вот некоторые, менее значительные из них. Например, я заметил несколько мест, где текст написан немного некорректно. Также я не уверен, что новый журнал заданий работает так, как нужно: после выполнения одного квеста с говорящей курицей мне повстречался путешественник, который указал мне на локацию, где я снова смог бы отыскать эту курицу. То есть квест появился вновь, как незаконченный, но в моем журнале заданий об этом не было ни слова.

А теперь пару слов о более раздражающих ошибках. Одна из них – это проблема с поиском наиболее короткого пути, из-за которой мои компаньоны могут надолго застрять возле дверного проема или же блуждать по всей карте, пока не доберутся до пункта назначения. Иногда приходится повторно кликать мышкой, потому что спутники просто не реагируют на ваши команды с первого раза – это, полагаю, будет особенно раздражать на сенсорном экране iPad’а, когда, наконец, появится версия игры для этого девайса. Иногда лучники лезут в рукопашную схватку. Иногда выделяется целиком вся группа, и убрать выделение можно лишь перезапустив игру. За то время, которое я провел за игрой, Enhanced Edition обновился два раза, но выше обозначенные недочеты по-прежнему имеют место быть.

Да, проблема с поиском пути была и в оригинале, но я на 100% уверен, что прежде имелась возможность минимизировать ее с помощью увеличения узлов для просчета компьютером. В Enhanced Edition этой опции не наблюдается, не говоря уже о многих опциях графики и интерфейса, чему я безмерно удивлен. Помимо прочего, вместе с мультиплеером ожидался и серверный браузер от Beamdog, но, по сути, на данный момент имеется лишь возможность прямого подключения.

Но даже все эти проблемы не способны пустить игру под откос. Спустя годы она все еще остается великолепной, увлекательной, остроумной и бескомпромиссной RPG, не говоря уже о ее сложности, по сравнению с теми играми, которые успели появиться на свет за это время. В целом переиздание можно считать успешным: оно не упростило и не изменило оригинальной игры, но привело ее в соответствие современным стандартам. Я считаю, что любой поклонник ролевых игр должен обязательно опробовать Baldur’s Gate. Но вопрос в том, стоит ли покупать для этого расширенную версию?

Если хотите более подробно разглядеть давно знакомый мир – несомненно. И определенно, если вы хотите поиграть в Black Pits. В противном случае, помните, что оригинальная игра гораздо дешевле и у нее, в пределах здравого смысла, можно увеличить разрешение, а также добавить дополнительные опции и даже подключить несколько фанатских (неофициальных) квестовых модов. Но имейте в виду, что с новой версией эти моды, к сожалению, несовместимы.

Лучше всего относиться к Enhanced Edition с точки зрения «понравится или нет». Я не буду утверждать, что это переиздание является окончательным вариантом Baldur’s Gate, а затем строить свое мнение исходя из этой точки зрения. Оно не лучше, оно просто другое.

Тем не менее, стоит предупредить новых игроков о том, что следует почаще и разными способами сохраняться . В целях того, чтобы этот обзор не получился однобоким, я решил ознакомиться с новым обучением, надеясь, что это поможет мне лучше вникнуть в эзотерические и несколько устаревшие правила Dungeons & Dragons 2nd Edition, на которых строится Baldur’s Gate. Но оно показалось мне немного кособоким, поэтому я не думаю, что оно подойдет для подготовки игроков к таким странностям, как концепция THAC0.

Также я обнаружил, что игра, не уведомив, переписала оба моих сохранения, автоматическое и быстрое, хотя я могу поклясться, что никогда не прикасался к новой кнопке быстрого сохранения, которая появилась в Enhanced Edition. Но когда я решил положиться на эту кнопку, это стоило мне большей части моего игрового процесса, по предварительным подсчетам, около 60 часов игры.

Так что, да, стоит иметь это в виду.

Дата выхода: 28 ноября 2012 Издатель: Atari Разработчик: Overhaul Games Жанры: RPG / Кооператив Платформы: PC В : 306 место Оценка редакции: 76 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 1 (все положительные)

Дисклеймер

Все нижеследующее является субъективным мнением автора на тему одиночного (соло) прохождения Baldur’s gate 2: Enhanced Edition и не претендует на истину в последней инстанции.

Цель данного гайда – рассказать о самой возможности одиночного прохождения этой действительно прекрасной игры. Подобное прохождение - интересный и непростой вызов каждому ценителю жанра, с лихвой окупающийся чувством удовлетворения от прохождения игры.

Гайд составлен на основе личного опыта соло-прохождения игры за разных персонажей и, следственно, не может считаться полным, а потому, если Вы заметили какие-то неточности или хотите дополнить гайд Вашими мыслями или замечаниями – оставляйте комментарии.

Хотя в сети существуют довольно качественные переводы игры на русский язык, во избежании неточности все критические термины, имена и названия даны на оргинильном языке.

Как пользоваться гайдом

Если Вы не знакомы с классами, специфику и краткое резюме по каждому из них я дам в начале раздела. Вам останется только выбрать наиболее интересный для Вас вариант и познакомиться с ключевыми особенностями его создания и использования.

Архетипы:

  • Arcane – кастеры – это маги и волшебники. Обладают внушительным арсеналом заклинаний буквально на все случаи жизни, от прямого урона молниями и вызова тварей из преисподней, до некромантии и изощренных спеллов вроде whish.
    Предпочитают дистанционный бой и совершенно не годятся для боя ближнего.
    Средняя сложность на старте игры и легкая прогулка ближе к концу.
  • Divine – кастеры – это священики, боепопы и прочие служители высших сил. Идут в ближний бой под защитой и усилениями от огромного количества заклинаний.
    Средняя сложность на старте игры и средняя сложность end game-а.
  • Воины – файтеры, монахи, варвары и прочие. Очень разношерстная компания, но с общей тягой к ближнему бою. Много защиты(АС), хитов, отличный урон и богатый арсенал оружия, но слабая защита от магии (в большинстве случаев) и негативным эффектам.
    Легкий старт и высокая/средняя сложность end game-а.
  • Разбойники – воры, убийцы, карманники и прочие романтики с большой дороги. Для любителей ударов в спину, ловушек и тех, кто стремится исследовать контент игры по максимуму. Класс предоставляющий самые обширные возможности.
    Тяжелый старт и средняя сложность end game-а.
Если Вы ранее не пробовали проходить игру в одиночку (или вообще не играли в нее, но хотите пройти ее одним персонажем), рекомендую начать знакомство с классов: Wizard, Wizard/Fighter, Cleric/Fighter или Paladin.

Ботхи - первый промежуточный босс Baldur"s Gate 2.
Назывет себя сестрой Иреникуса, но не ясно имеет ли в виду биологическое родство или говорит о схожести судеб.
В прошлом эльф, за свои злодейства была изганана и лишилась статуса и эльфийской души. Ныне вампир, руководящий тайной организацией стремящейся захватить теневую власть в городе.
Садистка, убийца и просто красавица.

По профилю - вампир, 25 уровень, CE
HP 120
AC -1
STR 24
DEX 24
CON 20
INT 15
WIS 15
CHA 14

Cold 100%
Electricity 100%
Magic 75%
Magical cold 10%

Дама агрессивная и истеричная. отлично дерется в ближнем бою, имеет 3 атаки в раунд, THACO 4 (попадает хорошо), стандатрный вампирский набор + что-то вроде domination, который пытается наложить на нашего персонажа. И, конечно, куча миньонов в придачу.
Если Вы воин - вставайте в проходе и работайте сначала по миньоном, а затем, как закончатся ее подручные, по Бодхи. Не давайте себя окружать, берите максимальную защиту и не забывайте про голову. Потеря управления над вашим персонажем - проигрыш.
Поможет rage, защита от нежити, клирический обкаст и прочее.
Если маг - работайте по площади, вызывайте саммонов в виде мечей или демонов и, возможно, Вы вообще не увидите Бодхи.

Joneleth Irenicus

Иреникус, он же Айреникус, он же глав.гад Baldur"s Gate 2, истезавший нашего протагониста в своих мрачных катакомбах, мотивируя это поисками какой-то там скрытой силы.
Вдаваться в его историю я не буду, скажу лишь что он был могущественным эльфийским магом, стремящимся стать богом. В своей жажде власти он зашел слишком далеко и был проклят и изгнан богами, своим народом и любовью всей жизни - королевой эльфов Suldanessellar.
Потеряв свою "эльфийскую душу" он начинает разрушаться, отсюда отметины на его лице и следы хирургии, и решает посветить свою жизнь мести и попыткам доказать всем (включая самого себя) свою крутость. Словом, все по учебнику психологии.

По профилю - эльф, wizard, 30 уровня, NE
HP 96
AC 0
STR 13
DEX 18
CON 14
INT 18
WIS 18
CHR 17

Сражается магией. Это стандартный набор спеллов начиная от маг.ракет, MS и прочих direct damage спеллов и заканчивая стандартными TS + много обкаста.
+ форма Slayer, что делает его относительно неплохим воином и миньоны демоны.

Впрочем, несмотря на все это, врят ли его убийство будет ли Вас сложной задачей. К моменту завершения игры Вы, скорей всего, уже перевалите порог 20-ого уровня и будете одеты в лучшие вещи в игре, и встреча с ним, будет проще чем бой с twisted ruins или с его сумасшедшей сестрой.

Пара слов об Enhanced edition

Серии baldur"s gate более 15-лет, так что нет ничего удивительного, что ее решили обновить и, прости господи, подкрасить в переиздании Enhanced edition.
Хорошо это вышло или нет - пусть каждый решит для себя (из тех конечно, кто помнит как выглядит оригинал), я хочу лишь рассказать о некоторых важных изменениях, которые так или иначе относятся к теме одиночного прохождения этой игры.
Если Вы посчитаете важным добавить что-то, что я упустил - дайте знать.

Возможность создавать партии с нуля
Да, теперь у нас, как в серии icewind dale, есть возможность заранее создать партию манчкинов и, дав им имена, "Mage", "Cleric/Fighter", "Blackguard", "Theif" уничтожить все живое. Конечно, ни о каком отыгрыши и внутрипартийных отношений речи не идет, но пройти игру будет значительно-значительно проще.
Еcли у Вас не получается пройти игру одном персонажем или Вы просто хотите попробовать несколько разных комбинаций, сделайте команду по своему вкусу.

Advanced AI
Интересное новшество. Это, по-сути, продвинутый искусственный интеллект сопартийцев. Которые теперь сами решают каким оружием им пользоваться, кого атаковать, какие заклинания использовать и так далее.
Если играете от одного персонажа, советую отключить эту функцию как можно скорее, иначе Ваш персонаж начнет творить невероятно глупые вещи. Сделать это можно в окне статистики (record), кнопка customize,а затем scripts.
Если играете с группой, Вы новчиок или по каким-то причинам не хотите особенно заморачиваться - оставляйте. Хотя в этом случае лучше ставьте story mode.

Уровни сложности
Лично я никогда не видел смысла ставить сложность отличную от core rules, которые играются по правилам 2.5 редакции DnD. Все что распологается выше или ниже - это уже изменение базовых правил (читай математики и удачи). Сделать из игры Dark Souls все равно не выйдет, а вот извратить те правила, по которым функционирует мир - легко.
Впрочем, для тех кто собирает ачивки, разрабы приготовили парочку, если Вы пройдете игру на сложном или невозможном уровне.
Ну, и, конечно, так называемый story mode или "пройди игру без паузы". Что это я, честно гвооря, не смотрел, но если Вы хотите легкой и ненапряжной игры - стоит попробовать.

Ачивки
Их, я уверен, ждали многие. Порядка 100 ачивок в BG2 и BG2TOB (одна из которых на соло прохождение).
Большинство получите по ходу прохождения сюжета, часть связана с убийством ключевых монстров (о них я написал выше) и получением/достижением определенных показателей (Lore, Hit points etc).
В одиночном прохождении получить все будет довольно сложно, так что если Вас интересует именно эта часть игры, лучше проходите командой.
Полный список ачивок можно найти хотябы

Новые классы
Их в последнем адпейте 1.5. Есть кит клерика, но он, по сути, мало чем отличается от остальных, так что осатется на откуп ролевикам, а вот второй - shaman (шаман), это уже новый полноценный класс со своими уникальными вещами и способностями.
Шаман - этакий sorcerer от мира друидов. Он также заучивает заклинания раз и навсегда, но пользуется списком заклинаний друидов. Помимо него имеет несколько уникальных спеллов(защитные и усиливающие) и собственную уникальную механику - призыв духов.
Пока мы танцуем (не можем двигаться и атаковать), у нас есть шанс вызвать бесплатного духа или нескольких к себе на помощь, самый крутой из которых air elemental, что...не круто.
Для одиночного прохождения, если уж Вы хотите поиграть друидом, лучше выбрать оборотня или кит avenger.

Заключение

На этом завершается наш экскурс в мир одиночного прохождения Baldur"s Gate 2:EE.
Получилось довольно обширно и, местами, излишне подробно, но сказать хотелось многое.

Baldur"s Gate действительно прекрасная серия, наравне с planescape torment и серией fallout, ставшая культовой для целого поколения игроков. Прекрасный ролевой мир, интересная история, продуманная механика и простор для отыгрыша все это то, что сделало ее одним из лучших творений легендарной BioWare.

Мне остается только пожелать Вам удачи на просторах Фаеруна в сражениях за свое наследние.
Belm 2) Silver Hilt (дропается с Kruin в 6 Главе, мимо не пройдете, он потребует у Вас Silver Blade);
3) 7.500 GP

Silver Sword , Двуручный меч +3

1) Pommel Jewel of the Equalizer (получится в самом начале, на первом уровне Лабы Иреникуса);
2) Blade of the Equalizer (дропается с Elder Orb в Подземелье Бехолдеров в Underdark);
3) Hilt of the Equalizer (найдете в Подземелье Иллитидов в Underdark);
4) 7.500 GP

The Equalizer , Длинный меч +3/+4

Серия игр Baldur’s Gate очень важна в качестве истории. Это РПГ с огромным и разнообразным миром, правда моментами немного муторным. Siege of Dragonspear - это дополнение для Baldur’s Gate: Enhanced Edition. Хоть оно и дополнение, но на деле это ещё одна длинная, полноценная кампания, после которой встаёт вопрос - стоит ли продолжать расширять мир Baldur’s Gate?

Правила стиля «Гробниц и Драконов» неудобные и ограниченные. Дальний бой включает в себе просмотр спрайтов волн от оружия пока невидимые кости не зарегистрируют удар. Аккуратное обнаружение ловушек означает пройти на несколько шагов в гробнице, остановится и ждать, среагирует ли ваш Вор на опасность. Если нет, то сделать ещё несколько шагов и повторить. Если же она среагирует, уничтожить ловушку. После сделать ещё несколько шагов и повторить. В Siege of Dragonspear много ловушек.

В 1998 это было хорошо, даже сработало в Enhanced Edition, где, несмотря на разочарования, чувствовалось уважение к оригинальной версии. Но с новой кампанией, выпущенной в 2016, все краеугольные края вышли наружу. Также, как и в другом движке Infinity, этот стиль более гладко повторили Pillars of Eternity и Divinity: Original Sin. Для тех, кто не отчаянно нуждается в 15-тилетней игре я бы всё-таки рекомендовал последние.

Но в сторону эти современные желания, как же Siege of Dragonspear показала себя, как новая часть Baldur’s Gate? По большей части довольно хорошо. История заполняет пустой участок между первой и второй играми, открывая подземелье, заполненное оставшимися последователями Саревока. Разберётесь с этим, и появляется новая угроза: Селар Аржент, также известная как Сияющая Леди, возглавляющая крестовый поход на севере. В сопровождении Огненного Кулака вы, герой Baldur’s Gate, выступаете чтобы остановить Аржент от имени города.

Хотя ваши действия и немного ограничены, но как РПГ Siege of Dragonspear очень хорош. В игре есть множество вариантов словами избежать боя или интересные методы пройти квест. Но всё-таки по сравнению с остальными частями разнообразие диалогов поменьше. Много ответов можно чётко распределить на три категории: хорошие, нейтральные и злые, причём злые по сути означает, что их произнёс ещё тот ублюдок.

В общем, сюжет хороший. Хотя и бывают непонятные моменты, например, когда новый компаньон Корвин приняла несколько моих кратких ответов на её вопросы как признак романтического интереса. Но в то же время есть несколько крутых вещей. В частности, Селар Аржент. Её персонаж очень глубоко разработан в эмоциональном плане. Она не жалкое подобие злодея, несмотря на весь причинённый ею вред.

Здесь и зрелища побольше. Данная часть Baldur’s Gate, со своими толпами на улицах, кажется самой густонаселённой, по сравнению с остальными. Это также заметно в бою. Каждая схватка проводится с большим количеством врагов, и фокусироваться надо больше на толпе в целом, чем на отдельных противниках. Время от времени это становится настоящим испытанием на выносливость, особенно в подземельях, но фанаты оценят эту возможность испытать новые стратегии.

Если вы не хотите возиться с боями, то Beamdog’s Story Mode, впервые использован в Icewind Dale: Enhanced Edition также доступен, предлагая вам невероятное увеличение силы и неуязвимость. Конечно, большинство людей не будут играть на такой сложности, но это хороший вариант для тех, кто хочет испытать элементы РПГ без постоянных повторений баталий.

Большого количества ошибок замечено не было, в основном это были незначительные недоработки с производительностью, но судя по рецензиям, не всем так повезло. Помимо непредусмотренных действий, движок может «сломаться» и другими способами. Переработанные интерфейс с Enhanced Edition едва ли справляется с обязанностями. С трудом переносится даже простая навигация по меню, а новый журнал куда менее интуитивно понятен, чем предыдущий. И даже, несмотря на то, что было сделано немало усилий для улучшения графики движку уже, как ни крути, 15 лет, и несмотря на абсурдно большое отдаление камеры, этого не скрыть. На современных мониторах картинка не очень красивая.

Siege of Dragonspear - хорошее продолжение Baldur’s Gate. Хотя оно не очень согласуется с предыдущими частями, но при этом неплохо вписалось в остальную историю, не покушаясь на святое. Вот только чтобы сыграть в это все же нужно интересоваться этой историей и миром, ведь спустя полтора десятка лет появилось множество других РПГ, более понятных и красивых.

Рискнете ли вы кинуть кубик, если как минимум один из вариантов броска грозит ужасной гибелью? А таковы, между прочим, будни отважных искателей приключений, блуждающих по миру Forgotten Realms. Здесь фраза «смерть, поджидающая за каждым углом» – это не какое-то пережеванное клише, а констатация факта. Местный мир очень, очень опасен, и смельчака, сошедшего с проторенной дорожки, поджидает много интересных вещей. Некоторые из них удивительны, большинство опасны, и вы не всегда будете способны полностью постигнуть их смысл.

Такая жизнь устроит не каждого. Если где-то есть что-нибудь интересное, то оно захочет вас убить, съесть, сжечь, ударить током, содрать кожу, наложить проклятие, обратить в камень или принести в жертву. И предупреждать вас будут не всегда, в обновлённой версии Baldur’s Gate 2 я умирал, неожиданно заходя в комнату, где толпа чародеев вызывала демона, неожиданно заходя в гробницу с волшебником-мертвецом, неожиданно заходя в логово теневого дракона и неожиданно заходя во взрывающийся магический лес.

Имейте в виду, что все эти смерти и множество других, вовсе не предначертаны, их можно избежать, если подготовиться заранее, и после загрузки и надлежащих приготовлений мои герои без проблем справлялись с некоторыми ситуациями. В остальных всё зависит только от кубика с шансом броска на смерть. Один неудачный бросок может стоить вам жизни.

Пререндеренный задний фон неплохо смотрится на широком экране.

Baldur’s Gate 2 всегда бросала игрокам серьёзный вызов, и возвращение в Enhanced Edition обещало быть захватывающим и любопытным. Здесь вам предлагают не только десятки способов умереть, игра по-прежнему гордится набором правил, базирующихся на эксцентричном и порой выводящем из себя втором издании Dungeons & Dragons. Не забудьте: ваши спасительные броски и класс брони должны быть низкими, а характеристики и броски атаки высокими. В отличие от параметра THAC0 или скорости каста. И ещё: барды могут использовать длинные луки, но не композитные, ясно? Нет, я понятия не имею, почему.

Я бы не хотел обременять непосвящённых этими странными устаревшими правилами, это как изучать мёртвый язык, и во время путешествий по опасному миру возиться со всем этим совершенно не хочется. Но при своём высоком пороге вхождения и построении на почти мистическом своде правил Baldur’s Gate 2 остаётся великолепным, роскошным, примечательным и невероятно масштабным приключением.

До блеска отполированное фэнтези изобилует филигранными деталями и при всей запутанности эффектов заклинаний и правил (поверьте на слово, волшебство крайне важно на поздних этапах игры), его искусно прописанные персонажи и изысканные тексты столь же превосходны, как и прежде. И столь же мрачны. Взглянув на Baldur’s Gate 2 сегодня, можно провести параллели с пост-роком конца столетия, столько в ней историй об обидах, потерях, страданиях и утрате веры. Здесь всё пропитано болью взросления и перемен, и это, возможно, лучшая игра для эмо-культуры, что когда-либо создавала BioWare.

Напоминает уроки алгебры, но демонстрация бросков атаки помогает вам понять, что работает лучше.

Она прекрасна в своей печали. В новом высоком разрешении и широкоэкранном формате Baldur’s Gate 2 и впрямь выглядит очень приятно. На пререндеренном заднем фоне красуются впечатляющие ландшафты, а похорошевший интерфейс не вызывает неприязни. Из перевыпуска предшественника, который получился совсем непослушной зверушкой, были определённо извлечены уроки, и в Baldur’s Gate 2 уже меньше багов и вылетов.

Однако, иногда она всё-таки показывает вам рабочий стол, и заметно, что в дневнике отсутствуют некоторые записи, особенно, когда они касаются нового контента Enhanced Edition. Одна небольшая, но надоедливая странность, заключается в репликах персонажей, накладывающихся поверх других (и даже его собственных), прерывая диалоги и иногда раз за разом повторяя одну и ту же фразу. Во время одного боя с дварфом-оружейником, воинственный кузнец непрерывно ревел «by Moradin’s hammer», снова и снова, и снова, пока я не раскроил ему голову цепом (+4 к атаке, бонус к урону огнём, холодом, кислотой и ядом).

Новые спутники – большинство которых заимствованы из Enhanced Edition для первой части – в целом очень уместное и приятное дополнение. Они отлично вписываются в игру, но выделяются не так сильно, как уже знакомые персонажи, а качество их квестов, диалогов и озвучки не всегда держится на одном уровне. Они предлагают новый опыт и новые возможности (порой в довольно симпатичных локациях), но ваших любимых друзей они не заменят. Для тех, кто просто хочет убивать больше монстров более мощными заклинаниями, включён режим Black Pits. В играх Baldur’s Gate никогда не было недостатка в разнообразии целей для убийства.

Ни одна другая глубокая фэнтезийная игра не могла позволить себе столько несерьёзности.

Основанием для покупки перевыпущенной Baldur’s Gate 2 почти для каждого станет новый контент. Как было в случае с первой Baldur’s Gate, игре приходится конкурировать с копеечным оригиналом, над которым более десятка лет колдовали моддеры. В интернете можно найти фанатские модификации, технические апгрейды и множество дополнительных квестов, бесплатно распространяющихся сообществом, в котором жизнь бурлит и по сей день.

Заново поиграв в Baldur’s Gate 2, нетрудно понять, почему их любовь всё ещё не иссякла. Игра такая большая, такая насыщенная, и эти попытки что-то в неё добавить выглядят как ещё один слой глазури на роскошном торте, даже, если это не самый лакомый из ингредиентов. Можно просидеть в ней все выходные и увидеть лишь малую долю того, что игра может предложить. Ей нужно посвящать всего себя.

Так что, если вы не хотите заморачиваться с модами, но всегда хотели бы игру 13-летней давности, что выглядит и играется приятнее старого оригинала, это идеальный выбор. Если вы заядлый фанат, чувствующий, что просто обязан посмотреть на новых спутников и квесты, которые больше нигде не найти, то это и ваш выбор. В ином случае, стоит внимательно приглядеться к разным модификациям, с приличным набором которых Baldur’s Gate 2 будет работать не менее стабильно, чем Enhanced Edition: вас будет немного потряхивать на кочках, но вы успешно преодолеете весь путь.