The Chronicles of Riddick. Обзор игры

Тьма убивает
Когда лысый мужчина в солнцезащитных очках задумчиво протягивает руки и движением опытного массажиста ломает шею ни о чем не подозревающей четвертой жертве подряд, очень хорошо понимаешь, за что многие любят полигонального Ричарда Б. Риддика.

Паспорт

Жанр action

Разработчик Starbreeze Studios

Издатель Atari

Издатель в СНГ «Акелла»

Возраст 16+

О разработчике

Starbreeze Studios Тихие шведы, которые до знакомства с Вином Дизелем делали слешеры для Xbox и PC. Сегодня один из лучших разработчиков FPS на планете.

Игры Enclave, The Darkness, The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay

Оценка

Идея Поиграть за монстра

Графика Металлокалиптичный фестиваль с прожилками бетона

Звук Мрачноватый, динамичный

Игра Одновременно и ремейк, и сиквел, и давно знакомая, и впечатляющая

Итог 4/5

Лысый убийца дорог нам не только замечательными очками и мрачноватой лаконичностью, а еще и тем, что в ситуациях, когда герои других игр трусливо прячутся и пережидают, он хищно крадется, попутно уничтожая батальоны врагов. Там, где другие трясутся за свою шкуру, Риддик ведет охоту.

Миллиард лет тому назад, в эпоху динозавров шестого поколения консолей, Escape from Butcher Bay возвысилась над толпой боевиков благодаря неожиданному подходу разработчиков к stealth. Опираясь на modus operandi киноперсонажа, шведы сделали из своего подопечного чуть ли не самого опасного героя в жанре. Поведение харизматичного преступника напоминало не аккуратное ниндзюцу Сэма Фишера или крысиные повадки Гаррета, а скорее похождения Чужого - монстра-людоеда из Aliens vs. Predator 2.

Шведы добавили к идее «хищника в тени» элементы adventure, интересных NPC и удачно структурированный сюжет и получили отличную игру, которая застала врасплох большинство журналистов планеты. В 2004-м никто не думал, что актер с высокоинтеллектуальным псевдонимом «Дизель» и разработчики, до того специализировавшиеся на слешерах, сумеют произвести продукт, достойный хорошей оценки. Но в результате Риддику спели немало дифирамбов.

По итогам года проект попал в несколько списков «Лучшие 2004», собрал ворох специальных наград, правда, признание рецензентов не особо помогло продажам. Взглянув на цифры и пощелкав калькулятором, Дизель решил издать игру еще раз. Ему повезло, как раз менялись поколения консолей. С самого начала хитрый план предполагал простой перевыпуск на Xbox 360 с обновленной графикой и мультиплеером, однако работа растянулась на годы. Спустя определенное время «ремейк» даже обзавелся новой кампанией.

Сегодня, когда долгожданное переиздание наконец вышло, два эпизода из жизни Риддика можно пройти в любом порядке. Если выбрать первый - Escape from Butcher Bay, - то, как и пять лет назад, наемник Джонс привозит пойманного преступника в тюрьму «Залив мясника» - темную крепость, ржавым зубом торчащую из пустынной планеты. Люди говорят, что отсюда невозможно совершить побег, Риддик планирует доказать обратное, развитие событий и их исход предугадать несложно.

Второй же эпизод - Assault on Dark Athena - стартует в тот момент, когда космический челнок нашего героя захватывает пиратский левиафан «Темная Афина». Сюжет сиквела очень напоминает мультфильм The Chronicles of Riddick: Dark Fury и легко укладывается в четыре слова: Риддик бежит с корабля.

Старый и новый эпизоды по сути своей - близнецы-братья с похожей историей и геймплеем. Как и ожидалось, тут в наличии: яростный боевик с большими пушками, симулятор драк, игра в прятки и тюремный социум. Риддик, которого запирают в «обезьяннике», помогает местным немногочисленным обитателям, выторговывая в обмен на услуги необходимый инструмент и доступ к закрытым уровням. Где-то ему нужно будет прокрасться, где-то расстрелять два-три десятка человек, и так шаг за шагом - к свободе. Ничего не напоминает?

Отличия, конечно, есть, но они заключаются в мелочах. Например, Assault on Dark Athena страдает ярко выраженным «синдромом добавки». Несмотря на изобретательный дизайн и несколько новшеств вроде дронов - туповатых зомби-охранников, которыми в определенный момент даже дают поуправлять, - новая игра про Риддика гораздо короче старой. Тут меньше персонажей и меньше сюжета. Иногда вторая кампания больше напоминает пакет добавочных миссий, а не еще одну полноценную историю «Хроник».

Как бы ни хорохорились разработчики, почтенный возраст игры дает о себе знать. Графический движок оказался достаточно мощным и по нынешним меркам, но если лоснящиеся интерьеры «Темной Афины» богато украшены деталями и смотрятся пристойно, пенитенциарное заведение «Залив мясника» порой напоминает скучный многопользовательский сортир. Первая половина тюрьмы - это сплошь голые помещения с грязными стенами и унитазами по углам. Программисты Starbreeze честно попытались скрыть скромность выразительных средств за спецэффектами - бликами, HDR, глубиной резкости, - но перестарались. Иногда постобработка попросту мешает рассмотреть происходящее на экране.

К счастью, геймдизайн ничуть не устарел. Если закрыть глаза на некоторую дряхлость первой истории, то, как и пять лет назад, новые «Хроники» будут радовать умными врагами, тяжелой атмосферой, даже драматичными моментами. Starbreeze умело дирижирует процессом - когда надоедает красться, геймплей оборачивается кровавым массакром, когда стены начинают давить, игрока выпускают в открытый город. Две кампании в коробке Assault on Dark Athena - пока лучший продукт из выпущенных Дизелем на данный момент. Учитывая, что продюсирование игр его действительно увлекло, становится крайне интересно, чем же он намерен заняться в дальнейшем.

Он крадется во мраке холодных стен, глаза, хорошо видящие в темноте, уже следят за жертвой, насвистывая популярную мелодию и сжимая в руках автоматическое оружие, ходит в тяжелых доспехах по коридору тюрьмы. Гадкий защитник против тех, кто скрывается в темноте. Вдруг из тени мелькнуло острие заточки и вонзилось в плоть между двумя плитами брони на спине. Беспечный свист на мгновение изменился приглушенным криком с закрытым, чужой рукой, ртом. Жизнь стремительно покинула тело, и оно рухнуло на пол. Глухой звук прокатился по коридору, и через мгновение не было слышно даже шагов убийцы, который направлялся к своей цели и устранял каждого, кто становился на его пути.

Риддик еще на шаг приблизился к свободе. Подобно тому, как в свое время профессор Толкин высосал из маленького колечка, который появлялся в конце сказки "Хоббит", целую эпическую трилогию "Властелин колец", шведы со Starbreeze Studios придумали целый сюжет для полноценной игры из нескольких слов Ричарда Б. Риддика, одного из персонажей фильма "Тьма" (Pitch Black), которая рассказывала о том, откуда у этого персонажа такой необычный взгляд на вещи, то есть почему он носит сварочные очки и может видеть в темноте.

Какая банальность - игра по лицензии киноленты. Что может быть хуже и пошлее? Пожалуй, лишь игра по лицензии киноленты, которую выпускают для поддержки новой киноленты по этой же лицензии (ведь через несколько месяцев после релиза игры, в кинотеатрах показывали киноленту "Хроники Риддика"). Учитывая такой статус TCoR: EfBB, не следует рассчитывать на что-то стоящее. Однако шведам удалось не только создать самодостаточный проект, но и превзойти первоисточник, которым они вдохновлялись.

TCoR: EfBB - это приквел уже упомянутой "Тьмы", из которого мы можем узнать совершенно новые подробности из жизни господина Риддика и познать на собственной шкуре, как оно быть смертью, что притаилась в тени. По сюжету, Риддика, который уже является ярым разбойников в галактике, привозят в Бухты Мясника - тюрьму на отдаленной планете-руднике, где в обществе сумасшедших надзирателей, помешанных маньяков, убийц, насильников и Шурика ему суждено прозябать до конца своих дней. Однако, Риддик - свободная птица, а потому коридоры тюрьмы на всех ее этажах заполнят реки крови, пока Риддик борется за свою свободу. Характерной особенностью игры является изменчивость жанра. В ней часто приключенческий квест "пойди-принеси-накажи-моих-обидчиков" перерастает в меланхолический стелс с тихими убийствами холодным оружием, а потом неожиданно перетекает в шутер, в котором крики несчастных теряются в тарахтением пулемета на борту боевой машины умиротворения гевигарда, а после неожиданного падения игра становится легким ужастиком с зомбиками или местной фауной, которая лихо выпрыгивает из закоулков. После ожесточенного боя можно снова наслаждаться скрадыванием в тенях ящиков, а после резни в шахте можно вернуться к проблемам заключенных, образовавших свое примитивное общество с его примитивными интригами и проблемами.

Игра условно разделена на три части, каждая из которых имеет своеобразную атмосферу. Но в целом погоду в игре делает весьма талантливый актер Вин Дизель, любезно согласившийся озвучить главного героя, а также выступил в роли главного продюсера игры. Атмосфера игры очень своеобразна: холодные футуристические интерьеры, минимализм окружения, серо-голубая цветовая гамма, облупленная краска на всех возможных поверхностях и общество негодяев - все это навевает грусть, с которого хочется поскорее скрыться, дав хорошую трепку как заключенным, так и надзирателям. А для дачи порки нам предлагают голые руки, а также режущую штрикальню, трощильню и огнестрельное оружие. Кулачные бои реализовано весьма приятно и удобно: с помощью сочетания клавиш направлений и щелчков мышкой, можно проводить серии ударов, которые замочат даже ловкого бойца Бухты Мясника. Использование холодного оружия анимировано хорошо. Для нее предусмотрены различные добивание, избираемых случайным образом. Огнестрелка делится на дробовики и автоматы - ничего особенного. Игра часто отбирает у игрока разное смертельное орудие, напоминая, что основной арсенал Риддика - это его ясный ум, зоркие глаза, умелые руки и жестокое сердце.

Кроме боев и прокрадываний, нам предлагают также полазить по вентиляционным шахтам, позависать на лестницах под потолком, позапускать различные механизмы, поискать несколько карт доступа для разблокировки дверей и т.д.. Но интересной забавой в игре является коллекционирование пачек сигарет. Они разбросаны в разных потайных местах локаций, их можно приобретать в тюремной менялке или получать в награду за успешно проведенный бой на арене. А за каждую пачку в специальном меню нам открывается бонусный контент: арты игры, кадры с тогда еще будущей киноленты, изображения локаций и оружия и т.п.. Этот контент неплохо расширяет представление о мире, в котором живет Риддик.

TCoR: EfBB вышла почти одновременно с такими титанами, как Half-Life 2, Doom 3 и Quake 4 и на их фоне выглядела весьма неплохо. В этой игре в одной из первых использовались объемные текстуры и мягкие тени, что делает ее одной из предсказательниц графики нового поколения. И тогда, и сейчас визуально TCoR: EfBB воспринимается очень хорошо как дизайнерски, так и технически. Конечно, это коридорная стрелялка с элементами стелса, что сказалось на общей стилистике и несколько упростило задачу разработчикам в графическом плане, однако анимация персонажей, движения Риддика, кат-сцены выглядят очень кинематографически и служат хорошей наградой за потраченные время и усилия геймера.

В озвучивании игры, кроме Вина Дизеля, засветились и такие знаменитости, как рэпер Xzibit и Hellboy всех времен и народов Рон Перлман. Есть там и голоса известных сериальных актеров вроде Майкла Рукера, что недавно изображал Мерла Диксона в сериале "И мертвые пойдут" (The Walking Dead). Все это делает игру значительно интереснее, а узнавание голосов знаменитостей приносит неописуемую радость. Музыкальное сопровождение несколько потерялось во времени: по стилистике близок к боевикам 90-х годов прошлого века, но это тоже придает игре определенный шарм.

Учитывая все выше сказанное, можно смело сделать вывод, что The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay - это неожиданный шедевр, который превзошел первоисточник и стал чем-то большим, чем просто игроизацией кинофранчайза. Бодрый геймплей, интересный сюжет, жанровое разнообразие, приятная графика и незабываемая атмосфера - хорошая основание, чтобы даже сейчас поиграть в игру почти десятилетней давности.

Вин Дизель - большой фанат видеоигр, из-за чего он и основал . Но мало того, ходят слухи, что он снимался в "Хрониках Риддика" лишь ради возможности создать . После сравнения причина таких идей становится сразу понятной: "Хроники" - откровенный середнячок, а вот игра вышла очень даже хорошей.

Сценарий её - один из самых реалистичных с участием вообще. Никакой бурды на тему "один парень разбирается со всей Вселенной". Вы здесь - просто преступник, желающий сбежать из тюрьмы под названием Butcher Bay. На "великое предназначение" делаются лишь мимолётные намёки.

С первого взгляда поражает мрачная атмосфера. Графика, звуки, сюжет и диалоги подобраны так, что создаётся впечатление бесконечно более суровой тюрьмы, чем любая другая. Заключённых регулярно убивают (причём нередко сами тюремщики). Без дополнительных объяснений ясно: перед нами безнадёжное, опасное место, где нужно выкладываться на полную и телом, и умом лишь для того, чтобы выжить. К счастью, проблем с этим у нет и он готов рискнуть всем ради своей свободы. Не слишком похоже на типичную "игру-по-фильму"? А так оно и есть. Очень помогло разработчикам то, что события происходят до всего произошедшего в фильмах (иными словами можно придумать практически что угодно и никто не посмеет обвинить их).

Геймплей представляет собой интересную комбинацию стрельбы, драк и стелса, всё от первого лица (в некоторых случаях нам покажут и всего протагониста - при выбивании вентиляционной решётки, например). Лично мне это напоминает Breakdown, но с одним отличием: если там реализация от первого лица оказалась скучной и утомительной, то тут дела обстоят совершенно иначе. Способов разобраться с врагом уйма, от голых рук (если оружие найти ещё не вышло, или если нужно тихо сломать шею) до неплохого огнестрельного арсенала.

Стелс-элементы здесь реализованы иначе, чем в посвящённых им играх. Например, они часто опциональны - разобраться с врагами "в лоб" при наличии оружия вполне реально, а сам Риддик выдерживает подозрительно много попаданий для парня без бронежилета. сигнализирует игроку о его незаметности в тени через смену оттенка изображения. Присядьте, и оттенок снова изменится: теперь вас не заметят даже проходящие вплотную враги. Шум и раскиданные везде трупы - ваши враги, разумеется.

Другое отличие - реакция охраны на вас. Заметив беглеца один раз, они останутся настороженными куда дольше, чем в большинстве стелс-игр. И я одобряю такой подход. Разве же нормально для охраны высокоопасного и важного объекта схватить пулю, а уже через две минуты патрулировать дальше, как ни в чём не бывало? В всё ещё бывают такие моменты, но в большинстве случаев враг, встревоженный один раз, таким и остаётся.

Знаменитая способность видеть в темноте оказывает серьёзное влияние на геймплей сразу после её получения. Теперь вы можете избавляться от света где угодно, не заботясь о том, что сами потеряетесь в темноте, да к тому же пользоваться фонариком как маячком для привлечения врага. Мне очень понравился этот (бесспорно ожидаемый) элемент, и не только из-за влияния на стелс-тактику. С такими возможностями Риддик становится более подобным крадущемуся в тени хищнику, чем просто ещё одному бродящему по коридорам солдату.

Недочёты? Их в немного. О некоторых я уже упоминал, худший же - игра слишком короткая. На средней сложности она проходится менее чем за двадцать часов, после чего у вас нет ни мультиплеера, ни особого желания её перепройти. Ну разве что комментарии разработчкиков послушать... Вторая серьёзная проблема - ИИ. Враги иногда будут застревать в дверях на несколько секунд, соображая, куда им идти дальше, а иногда - вовсе вас игнорировать. "Сбежавший заключённый? Ба, эка невидаль!"

Заключение

Мелкие огрехи (которых совсем немного) неспособны испортить хорошую игру, что лишний раз доказывает. Это - одна из лучших "лицензированных" видеоигр, известных мне, и одна из лучших игр 2004-го года. Но это моё мнение, а ваше вы вольны создать сами.

  • Минимальные системные требования: Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц, 256 Мб памяти, видеокарта с 64 Мб памяти, 3.7 Гб на винчестере, Windows XP SP1
  • Рекомендуемые системные требования: Pentium 4/Athlon XP 2.6 ГГц, 512 Мб памяти, видеокарта со 128 Мб памяти, 4.4 Гб на винчестере, Windows XP SP1
  • Вот она, Butcher Bay. Побежали?

    Недавно я уже писал, что игры по мотивам фильмов, как правило, не удаются. Может быть, все дело в ограничениях кинолицензии, а может это древнее индейское проклятие, но факт остается фактом: обычно это не более чем сувениры. Однако, слава Теории Хаоса, из этого правила бывают исключения. Именно одному из таких продуктов и будет посвящена данная статья. Это игра, сделанная по мотивам двух фильмов. Один, из них - "Черная Дыра" (Pitch Black), небезнадежный, в меру интересный малобюджетный научно-фантастический фильм. Другой – паршивый, непродуманный и комичный боевик The Chronicles of Riddick, название которого игра и унаследовала, что само по себе не предвещало ничего хорошего. Более того, она сначала вышла на Х-ящике, что тоже сулило лишь неприятности. Но молодая компания Starbreeze преподнесла нам сюрприз, неожиданно для всех создав подлинный шедевр, достойный быть помещенным в один ряд с такими титанами, как Far Cry, Doom 3 и Half-life 2.

    Геймплей

    Если вкратце, то игровой процесс представляет собой типичный высококачественный first-person shooter отдаленно напоминающий Deus Ex. Не поймите меня неправильно, в игре нет и намека на РПГ. В Riddick Chronicles нет развития персонажа, а инвентарь абсолютно рудиментарен, но в игре присутствует много интерактивных диалогов, едва уловимая тень нелинейности и большая порция крепкого, весьма продуманного стелс-экшена, что позволяет говорить о некотором сходстве.

    Геймплей способен удовлетворить самый взыскательный вкус. Тут есть и свирепые, динамичные перестрелки, в которых выживает тот, кто вовремя перезаряжает оружие и стреляет в голову без промаха (жаль, что разработчики оказались щедры на патроны, и считать их в такие минуты не приходится). Есть и неглупый, напряженный стелс-экшен, когда игрок забивается в самую темную щель и терпеливо ждет, когда враг совершит ошибку. Не обошлось также без акробатики, хорошо поставленных cutscenes и пилотирования боевых машин.

    Разнообразный, динамичный игровой процесс с выверенным ритмом и качественной режиссурой – это рецепт гарантированного успеха, особенно когда в глаза не лезет явная проскриптованность окружающего мира и игроку позволяют насладиться хотя бы иллюзией нелинейности, оставляя простор для свободы выбора и самовыражения, что и имеет место в Chronicles of Riddick. Наверное, стоит еще сказать пару теплых слов о туториале, ведь он не просто органично вплетен в игровой процесс и сюжетно оправдан (я ни за что не скажу вам как именно - поиграйте и узнаете) он еще и интересен, что, согласитесь, весьма необычно.

    Казалось бы, все, для хорошей игры больше ничего не надо. Но авторы пожелали привнести в жанр нечто новое, и нанесли на вышеописанную основу массу великолепных штрихов, которые превращают Chronicles of Riddick в шедевр. Наиболее запоминающимся из них является, конечно, ближний бой.

    До недавнего времени считалось, что файтинг, даже самый простенький, нельзя реализовать с видом от первого лица. Но так было до выхода EBB. В этой игре удалось эффективно реализовать незамысловатый файтинг с четырьмя основными ударами, блоком, комбо, оружием ближнего боя и даже фаталити (они же контрудары) используя вид от первого лица.

    Рукопашный бой получился на редкость крепким и внушительным, он достаточно хитро устроен, чтобы не наскучить, но при этом прост в освоении. В учении здесь придется отнюдь не тяжело, управление ближним боем интуитивно понятно.

    Внешне все оформлено на твердое отлично – удары, наносимые врагам, выглядят чрезвычайно сильными и опасными (особенно если в руках заточка), а контрудары вызывают бурю ребяческого восторга. О системе контрударов следует сказать особо. В случае если игрок начинает удар одновременно с противником, то вместо обычного удара выполняется стремительный и смертоносный выпад, гарантированно приводящий к смерти оппонента. Конкретный вид спецприема зависит от того, чем вооружены вы и чем вооружен противник. Наиболее впечатляющий вариант – безоружный Риддик против вооруженного винтовкой или шотганом охранника. В тот момент, когда охранник хочет нанести удар прикладом, герой перехватывает оружие, направляет в лицо супостату и нажимает на курок его же пальцем.

    Подобные сцены вызывают восхищение у 9 опрошенных из 10

    Интересно, что многие действия, даже такие простые как нажатие кнопки, демонстрируются нам от третьего лица. Справедливости ради должен сразу оговориться, что это совсем не мешает.

    Чрезвычайно интересно реализован режим скрытного передвижения. Создателям игры удалось обойтись без дурацких агрессометров a-la Far Cry и как минимум надуманных измерителей освещенности. Стелс включается сразу, как только игрок пригнется. Если присутствия игрока ничто не выдает и он находится в темноте, то изображение приобретает приятный синий оттенок, а в момент обнаружения цвет снова становится нормальным.

    В темноте, очертанья тают, тают в темноте...

    Приятно, что тонкий слух главного героя в скрытном режиме улавливает биение вражеских сердец, что позволяет не только вовремя установить факт наличия врагов в непосредственной близости, но и ориентировочно определить их численность. Лампочки и другие осветительные устройства можно разбивать, погружая все в кромешную тьму, видеть в которой позволяет еще одна интересная способность Ридика, Eye Shine. Эта способность является аналогом прибора ночного видения из Aliens versus Predator. Точно так же позволяет видеть в кромешной тьме, и точно так же гарантирует мгновенное ослепление первым же вражеским фонариком (что порой летально). Если игроку удается незаметно подкрасться к кому-либо сзади, ему будет предоставлено на выбор два способа атаки – мгновенно свернуть врагу шею или сделать это, зажав ему рот, дабы он точно не смог ничего выкрикнуть, что займет чуть-чуть больше времени.

    Талантливо сделанные "шпионские" эпизоды и уникальный механизм ближнего боя являются вполне достаточными мотивами для приобретения этой игры.

    Необычным является и подход авторов к такому важнейшему элементу геймплея, как оружие. Прежде всего, его немного. Арсенал огнестрельного оружия, на первый взгляд, довольно скуден, но благодаря этому оружие приобретает некоторую трудновыразимую уникальность, и приносит редкостное удовлетворение при использовании. У каждого вида оружия имеется свое уникальное применение, в зависимости от дистанции и обстановки. Очень приятную нотку реализма в игровой процесс вносит механизм перезарядки оружия. Особенность его заключается в том, что патроны, оставшиеся в обойме при перезарядке безвозвратно теряются. Свежо и правдоподобно.

    Прискорбно, но баланс оружия оказался неидеален. Электрошокер является, безусловно, оружием победы, т.к. время, на которое он лишает врагов сознания, весьма велико, он парализует охрану в экзоскелетах, а самое главное, у него не кончаются патроны. Впрочем, игроку дают его весьма ненадолго, и всё довольно быстро возвращается на круги своя, к тому же, для игры лишенной мультиплеера баланс оружия не очень важен.

    Примечательной и весьма логичной особенностью EBB является и то, как реализовано получение оружия игроком. Логично, что заключенным оно не полагается, и, следовательно, его получение должно быть затруднительно. А поскольку действие игры разворачивается в далеком будущем, то захват огнестрельного оружия должен быть чрезвычайно затруднителен. Уже сейчас, в наши дни, есть образчики "огненных палок" способные опознать владельца по отпечаткам пальцев. В тюрьмах будущего, по версии Starbreeze, оружие будет идентифицировать пользователя по ДНК и оснащено системой противодействия краже, благодаря которой тому, кто прикоснется к чужому "стволу", не позавидуешь.

    Агрессивная терапия клептомании в действии

    Ввиду вышеописанных обстоятельств игрок редко получает огнестрельное оружие, всё чаще пользуясь старой доброй заточкой для решения повседневных проблем. Но когда ему все же удается заполучить в свои руки нечто, достойное настоящего мужчины, то начинается вакханалия смерти, грохот выстрелов, искалеченные тела охранников падают на землю...

    Это не щекотно, дружок. Просто чуть-чуть нестерпимо больно.

    Нога так и будет торчать. Ragdoll всё еще способен превратить убийство в смехопанораму.

    Однако в этой бочке меда есть маленькая ложка дегтя, искусственный интеллект. Нет, железный парень не так плох, как его "коллега" из Half-life 2, он довольно мило перекатывается, использует укрытия и работает в группе, но он не способен даже метнуть гранату, если его к тому не понукает скрипт. Хуже того, оппоненты регулярно стреляют друг другу в спины, что, согласитесь, является грубейшей, непростительной ошибкой. ИИ не глуп, но и не умен. Посредственность – вот какое впечатление он о себе оставляет.

    Завершая разговор об игровом процессе, позволю себе вскользь упомянуть такую великолепную вещь, как Heavy Guard. Во многих экшенах прошлого и настоящего имелись эпизоды, где игрок получал в свое распоряжение разрушительную военную технику, но ни где еще это не вызывало столько положительных эмоций. Трудно понять, в чем секрет, быть может в разлетающемся во все стороны половом покрытии? Или крики охранников особенно истеричны? Или, быть может, всё дело в ироничных комментариях бортового компьютера? Вряд ли можно сказать наверняка. Искусство никогда нельзя понять до конца.

    Простуженный голос просит экономить патроны. Странные шутки у этих военных.

    Дизайн

    Всё это, вкупе с подлинным художественным талантом, создает почти безупречную, жестокую и угрюмую атмосферу игрового мира. Даже главное меню здесь оформлено эффектно и необычно, в виде угрюмого металлического куба. Внешний вид оружия и персонажей проработан до мелочей, и являет собой пример весьма умного и правдоподобного футуродизайна.

    Интересной особенностью изобразительного подхода можно считать и то, что главный герой больше не является "рукой с пистолетом". Теперь у него появились вполне приличные туловище и ноги.

    Игра имеет правильный левелдизайн, аскетичный, но неопрятный в тюремной зоне и вылизано-стерильный в крионической лаборатории. Архитектура уровней именно такая, какая должна быть в тюрьме, ведь местом действия игры является каменный мешок на пустынной планете, построенный с единственной целью – навечно запереть в своих недрах сотни людей. Дизайн уровней, как правило, открывает огромный простор для исследования, поиска секреток и акробатических экзерсисов. Единственная претензия к дизайну уровней – промышленное оборудование и различные компьютеры могли бы быть и повнушительнее.

    Мейнфрейм. Не самый красивый из тех, что встречаются в играх...

    ...но кулер, безусловно, внушает:)

    Скриптовые ролики производят неизгладимое впечатление. Операторская и режиссерская работа определенно лучше таковых в фильме, подарившем игре название, образы "сыграны" и озвучены на ять, в общем, кино здесь определенно чтят как искусство. Окружающая среда просто сочится атмосферой рукотворного ада. Где-то слышны отчаянные матерные крики, "дружелюбные" шутки охраны, стены несут на себе мрачные следы "литературного дарования" поколений заключенных.

    Это место тонет во тьме и безысходности, люди, брошенные в Butcher Bay, варятся в этом котле все вместе, и от этого ещё крепче впиваются друг другу в глотки. В этой тьме, буквальной и метафорической, главный герой чувствует себя как рыба в воде... в ней он не просто рыба, он акула. Темнота в умелых шведских руках является, на зависть ID Software, не назойливой помехой геймплею, а тонким выразительным инструментом, позволяющим создать правильное настроение и направить геймплей в нужное русло.

    Создатели игры не позволили ненавистным цензорам сгубить свое произведение, игра полна натуралистичного, сочного насилия, которым славились великие боевики 80х, и гордо несет ESRB рейтинг М. Сценаристы наполнили этот правдоподобный, жестокий мирок тоннами великолепной, редкой чернухи. Достаточно лишь привести скриншот настенной аптечки, да упомянуть, что традиционный для приставочных игр арт открывается за нахождение "межзвездных" сигарет, надписи на упаковках которых определенно стоит увидеть.

    Вот так будут лечить в далеком будущем, после окончания реформы здравоохранения.

    Подкупает также и внимание авторов к мелочам, которые многие почему-то считают возможным игнорировать. Например, внимательный игрок увидит, как остывают раскаленные края отверстий, пробитых в стальных стенах, мухи летают вокруг грязных мусорных ведер, а мониторы, наконец-то можно разбить.

    Радость вандала

    Единственная мелкая придирка к игровому окружению, которая приходит на ум, это игровая физика. Она почти рудиментарна и не позволяет сделать среду по-настоящему интерактивной. Нет тут места ни великолепию HL2, ни даже мелкому мусору из Doom 3.

    Графика

    Скриншоты, уже приведенные в этой статье, лучше всяких слов свидетельствуют о качестве графического оформления игры. Но если вам все еще нужны слова, то я с радость сообщаю вам, что текстуры в игре имеют вполне достойное разрешение (и это несмотря на повсеместное использование normal maps), реалистичны и подкупают своей детализацией. Освещение реализовано с применением знаменитых stencil buffer теней a la Doom 3, на модели персонажей потрачено изрядное количество полигонов, они неплохо анимированы и покрыты высококачественными текстурами, их лица почти не повторяются и обременены довольно терпимой анимацией (хотя ей и далеко до неподражаемой лицевой анимации Half-life 2). Всё это шведам удалось реализовать за два года, удержав планку fps на моей не очень современной системе на уровне 45 fps min при максимальной детализации.

    Движок Chronicles of Riddick создает на редкость правдоподобные помещения, гарантируя "эффект присутствия" в хмурой, старой, потрескавшейся темнице из сплавов и бетона. Единственное, что ему не удается, это открытые пространства. Помнится, давным-давно, говоря о Doom 3 я заметил, что эти самые открытые пространства чрезвычайно трудно реализовать на IDовском движке. В Escape from Butcher Bay нет открытых пространств. Самым открытым из всех пространств, увиденных мной в игре, оказалось вот это, с фальшивым пейзажем и фальшивым закатом.

    Однако, в игре, целиком посвященной побегу из тюрьмы, отсутствие открытых пространств нельзя считать недостатком.

    Сюжет

    Во многом, представление о сюжете дает название игры. Главным героем игры является невероятно хладнокровный и изобретательный убийца-рецидивист Ричард Б. Риддик, человек несгибаемой воли и незаурядного ума, отягощенный, помимо всего прочего, паранормальными способностями.

    Простите, пожалуйста, вы, не будете ли так любезны, не подскажете ли, если вас не затруднит, где расположена библиотека?

    В самом начале игры он, волею подловатого и не слишком умного охотника за головами Джонса, попадает в самую охраняемую тюрьму, в Butchers Bay, начальник которой имеет зуб на них обоих. Разумеется, с этого момента, единственной целью нашего "протагониста" становится побег. Его заразительная жажда свободы и своеобразный менталитет становятся стержнем всей игры. По пути к свободе он сведет в могилу небольшую армию, нанесет государству колоссальный ущерб, и даже устроит своим обидчикам маленький Doom.

    Сюжет может послужить уроком сценаристам обоих фильмов (особенно второго), а так же многих компьютерных игр. Нам нужны такие сюжеты, такие образы, такие сценарии. Образы героев хорошо выписаны, характеры получились яркими и достоверными, диалоги хорошо написаны и действительно стоят того, чтобы послушать их, а не прокручивать.

    Почти все действие разворачивается логично и правдоподобно, имеется лишь некоторая неясность с происхождением "фурийских" способностей героя и его "шизофреническим" женским внутренним голосом. Странно выглядит и желание Хокси (начальника тюрьмы) сохранить Ричарду жизнь. Наверное, чтоб помучился.

    The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay является самой лучшей, самой красивой и захватывающей из всех историй, посвященных похождениям очаровательного лысого убийцы.

    Звук

    Вы, возможно, удивитесь, но и тут Starbreeze сопутствовал успех, особенно в том, что касается озвучения персонажей. Конечно же, Вин Дизель озвучил Ридика, и должен сказать вам, он сумел сообщить образу главного героя глубину и убедительность. Сразу становится понятно, что голос принадлежит человеку абсолютно хладнокровному, уверенному в себе, практичному и жестокому. На этом список знаменитостей, подаривших свои голоса персонажам шведского чуда, не заканчивается. Abott был озвучен известным рэпером Xzibit, Джонс был озвучен Коулом Хаузером, а третий труп слева по имени Джэггер Вэнс озвучен Роном Перлманом. Диалоги хорошо сыграны, и, как уже было сказано, достойно написаны.

    Музыка в ЕВВ мало чем отличается от музыки хорошего голливудского sci-fi боевика. Хорошо, но вы вряд ли пойдете искать саундтрек в Интернете.

    Техническая часть

    Одним из главных недостатков этой отличной игры является огромное количество мелких графических глюков, которые исправляемы лишь патчем. Раз на раз не приходится, но время от времени возникают сбои в освещении и анимации. Что гораздо более серьезно, игра склонна конфликтовать со многими (бесчисленными) посторонними программами, поэтому разработчики советуют отключать на время игры в ЕВВ всё, даже холодильник. После установки игры следует ОБЯЗАТЕЛЬНО перезагрузиться.

    Самой серьезной проблемой является Application error: Sbzengine.exe, оккультная ошибка, вызванная, цитирую службу техподдержки, "некими программно-аппаратными конфликтами на уровне ОС либо драйверов". Надо же, а я-то думал, что всему виной правительство. Как и у всякой оккультной проблемы, у неё не существует нормального решения. Полный список советов, которые могут помочь, расположен по адресу http://support2.vugames.com/vug/answer.aspx?ID=7174, только вот, увы, они могут и не помочь. Мне помогла установка драйверов монитора. Ждите патча, господа!

    Заключение

    Перед нами удивительный случай, игра, опровергающая "закон игры по мотивам фильма". Она не только не провалилась, но и смогла на равных состязаться с творениями таких признанных гениев, как Valve и ID. Отполированный до блеска, солидный и стильный шутер, украшенный типично DVDшным режимом комментариев разработчиков. Чудо, внезапно сошедшее с верфей шведского игростроения и влюбившее в себя множество ценителей по всему миру. Здесь есть всё, что вам нужно для отличного времяпрепровождения: достойный сюжет, роскошные графика и звук, харизматичный и оригинальный главный герой, атмосферный и разнообразный геймплей и большое количество оригинальных находок, не встречавшихся ни в одной другой игре. Печалит лишь отсутствие мультиплеера и наличие досадных багов, все остальные недостатки – лишь мелочи, которые никто кроме брюзги-рецензента заметить не в состоянии.

    Побежали?

    Ждём Ваших комментариев в специально созданной .

    Когда Activision Blizzard отказалась от Assault on Dark Athena , перешедшей ей по наследству от Sierra, многие недоуменно приподняли брови. Долгожданное продолжение/переиздание The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay , культового хита 2004 года, — чай, не какая-нибудь Leisure Suit Larry: Box Office Bust , чтобы ее так бросать! Казалось странным, что расчетливые начальники Activision не оценили коммерческий потенциал, проигнорировали армию преданных фанатов. Логика менеджеров стала понятной после очного знакомства с «Афиной ». О да, они были правы.

    Злоключения продолжаются

    Системные требования

    Pentium D 805/Athlon X2 3800+

    1 Гб памяти

    GeForce 6800/Radeon HD 2600 XT

    12 Гб на винчестере

    интернет-соединение

    Рекомендуемые требования

    Core 2 Duo 1.8 ГГц/Athlon X2 5200+

    2 Гб памяти

    GeForce 8800 GT/Radeon HD 3850

    12 Гб на винчестере

    интернет-соединение

    Подвел не римейк. Уж что-что, а Escape from Butcher Bay , худо-бедно подтянутая до нынешних стандартов графики, затягивает с головой и пять лет спустя. Ее модели и текстуры вряд ли получат призы, но история о том, как космический уголовник Ричард Б. Риддик сбежал из самой суровой тюрьмы, яркие персонажи, отличные диалоги и увлекательный геймплей по сей день заслуживают высоких оценок. Удовольствие не портят ни «подглючивающие» скрипты, ни отсутствие нормальных «сейвов».

    Проблема — в Assault on Dark Athena , некогда заявленной как дополнительная глава, продолжающая сюжет оригинала. Едва удрав из Бутчер-Бэй в компании «охотника за головами» Джонса, лысый рецидивист попадает к наемникам-ренегатам. Злодеи не просто пиратствуют, нападая на челноки колонистов, — они атакуют поселения и похищают людей, чтобы превратить их в киборгов-марионеток. Беглецам повезло: свирепая капитанша «Афины» планирует вернуть обоих на «зону» за вознаграждение.

    Но сначала ей надо поймать Риддика, заметно расширившего арсенал рукопашных приемов и жестоких контрударов (кстати, доступных и в переделанной EFBB ). Потешив публику короткими «стелс»-вылазками в окружении труб и коробок, ADA совершает фатальную ошибку — дарит нам сразу несколько видов оружия, запирает в линейных коридорах и посылает навстречу пачки солдат. Добро пожаловать в кондовый третьесортный шутер!

    Where he doesn"t shine

    «The darkness… For me, is where I shine», — басит Вин Дизель (Vin Diesel) во вступительном ролике, еще не подозревая, что как раз блеснуть ему тут не дадут. Риддик с его пятью жалкими «кубиками» здоровья и невероятно косыми «пушками» — ни капли не Дюк Нюкем. Приходится воевать партизанскими методами, подлавливая недругов на «багах». Жуликоватый ИИ отвечает взаимностью: враги замечают цель без фонарика даже в кромешной тьме и «ведут» ее, невзирая на любые преграды. Да и автоматы с пистолетами в их руках разят гораздо точнее, насквозь пробивая толстые стены.

    Прогнав Риддика через шпицрутены однотипных отсеков гигантского судна, дизайнеры сбрасывают его на залитую солнцем планету, где дежурят все те же безмозглые читеры и гнусные роботы-паучки, снимающие очередью полжизни. Гуляя по штампованным декорациям мертвого города, мы натыкаемся на дырявые деревянные двери, неподвластные кулакам и пулям (только взрывчатке!), и гадаем, когда нас перестанут травить «полубоссами».

    Ростом под два метра, в охвате — добрых три шкафа, туп как пробка, в лапах держит пулемет и гранатомет… Знакомый типчик, правда? Прикончить красавца можно лишь из винтовки SCAR, стреляющей гранатами-липучками. Всадили не меньше пяти штук, подорвали, подбежали к заснувшему мутанту и нажали «Е». Повторять почти в каждой локации. И это — Chronicles of Riddick ?!

    Атака на темный сиквел

    «Ага!» — кивают садисты из Starbreeze и удваивают количество трупов на квадратный дюйм экрана, попутно сокращая реплики Риддика до рубленых «one-liners». Свободы, пусть иллюзорной, нет. Остроумные беседы остались по ту сторону решетки. Суть игры — тихое убийство противников и распихивание тел по дальним углам — разбита вдребезги. Вместо хитрых задачек авторы подсовывают унылую «платформенную» гимнастику. Апогей маразма — четырехэтажное нагромождение ящиков, по которому мы лезем вверх, скрываясь от установленного на лифте прожектора. Знать, конструкцию специально отгрохали для борьбы с диверсантами.

    Обладатели консольных изданий могут смело умножить эти беды на десять — примерно во столько раз прицеливание с геймпада хуже «мышиного». По иронии судьбы, Starbreeze старалась отнюдь не для РС (в первоначальном анонсе о «персоналках» и не вспоминали). Assault on Dark Athena адресована владельцам современных приставок, пропустивших легендарный блокбастер, ведь Xbox-версия не запускается на Хbox 360, а семью PlayStation Риддик вообще не посещал.

    Дебютирует в ADA и мультиплеер, где deathmatch, team deathmatch и CTF, судя по пустующей таблице рекордов, никому не нужны. Больший интерес вызывают Butcher Bay Riot и Pitch Black. Первый — подобие